Размер шрифта
средний  большой  очень большой

Главная

Контактная информация

ВФСК ГТО

Новости

Информация для родителей

Раздел "Противодействие
коррупции"

СВЕДЕНИЯ ОБ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ

Основные сведения

Структура и органы
управления образовательной
организацией

Документы

Образование

Образовательные стандарты
и требования

Руководство

Педагогический состав

Материально-техническое
обеспечение. Доступная среда

Платные образовательные
услуги

Финансово-хозяйственная
деятельность

Вакантные места для приёма
(перевода) обучающихся

Стипендии и меры поддержки
обучающихся

Международное сотрудничество

Организация питания
в образовательной организации

Вакансии

Персональные данные

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Функциональная грамотность

ГИА-2025

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ

Расширенная профориентация

ДИСТАНЦИОННЫЙ РЕЖИМ
ОБУЧЕНИЯ

Методическая работа
учителей

Наставничество

Воспитательная работа

Театральная студия

Лагерь дневного пребывания
"Дружба"

ФГОС ОВЗ

Расписание занятий
дистанционного обучения

Досуговая деятельность

Расписание онлайн-
консультаций для родителей

Полезные интернет-ресурсы

Контактная информация

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Всероссийские проверочные
работы(ВПР)

Дорожная безопасность

Азбука права

ИНФОРМАЦИОННАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ

Локальные и нормативные
акты в сфере обеспечения
информационной безопасности
обучающихся

Нормативное регулирование

Педагогическим работникам

Обучающимся

Родителям(законным
представителям обуч-ся)

Детские безопасные сайты

Безопасность в Интернете

"О тебе, моя Самара"

Команда волонтеров.
Профилактическая работа

Школьный пресс-центр
"167 новостей"

Мероприятия, конкурсы,
олимпиады

Модернизация
общего образования

Программа развития

Деятельность проектной
площадки

Наши достижения

Направления работы

Реестр библиотеки

Музей боевой славы

Дополнительное образование

Наш фотоальбом

Полезные ссылки

Дошкольное отделение

Логопедические классы

Краеведение

Принимая во внимание важность и значимость краеведения вообще и его главенствующее значение для школы в частности, педагогический коллектив решил, что определяющим подходом к краеведческой деятельности должен стать комплексный подход. А на педагогическом совете в феврале 2006 г. был определен самый оптимальный вариант краеведческий всеобуч.

Осуществление всеобуча возможно через урок. Поэтому в рабочие программы по всем предметам начальной и основной школы были введены элементы «Краеведения». Программы разработаны педагогами школы в соответствии с концепцией общего среднего образования, которые были рассмотрены на методических объединениях и утверждены директором школы к использованию в образовательном процессе. При этом следует отметить, что учебный план мы не изменяли.

Мы создали приложения к рабочим программам в соответствии с проблемой школы.

Так краеведение пришло к нам на урок.

Продолжением урока является внеурочная, внешкольная деятельность. Правда, у нас в школе она опередила введение элементов краеведения в урок.

Сначала, к примеру, в течение 2-х лет собирался материал по направлениям «История Самарского края»;, «Православные храмы Самары», «Куйбышев в годы Вов» он отбирался, систематизировался, включался в программу объединения – лектория "ЮНЫЙ КРАЕВЕД".

Поскольку речь идет о комплексном подходе к изучению родного края и краеведческом всеобуче, возникла необходимость создания учебно-методического совета.

Если посмотреть представленную схему, то мы увидим, что в учебно – методический совет входят: директор школы, заместители по УВР и председатели методических объединений. Основными задачами этого совета являются: определить цель работы школы на предстоящий год, разработать задачи для ее достижения, привлечь необходимые ресурсы и средства, разработать и определить формы и методы работы для достижения положительных результатов всеми участниками образовательного процесса.

Вся цепочка различных видов деятельности в конечном итоге работает на урок, но на качественно новый урок и на формирование духовных ценностей учащихся.

На следующей схеме представлены пути развития ребенка в школе

Следуя данной схеме мы получаем модель выпускника

Необходимо задуматься над осуществлением принципа непрерывного образовательного процесса, уровневой дифференциацией, что отражает данная схема.

 

Для добившихся результатов

 

Районные, городские, областные конференции, чтения, олимпиады, конкурсы.

 

Для интересующихся

 

Краеведческий лекторий «Юный краевед», музей «Боевой славы 31-й Армии», «Экологический клуб», изостудия «Радуга», Центр информационного развития «Genesis»

 

 

 

 

 

Для всех детей

 

Проекты:

"Мой дом - моя Родина"

«Свадьбы и свадебные обряды»

«Традиции и праздники народов Поволжья»

«Элементы декора в интерьере»

«Мода прошлого и будущего»

«Православные храмы Самары»

«Моя родословная»

«Ветеран живет рядом»

«Герои земли Самарской»

 

Основную базу знаний дает введение элементов краеведения в урочную деятельность, а детям, интересующимся, добившимся результатов, мы должны предоставить возможность применить свой опыт, свои знания, приобретенные в пассивной и полуактивной форме, в активной деятельности.

Вся работа МО учителей строилась в соответствии с проблемой школы. Проведение предметных декад проходило под девизом «Самара многоликая». Учителя, работающие в данных методических объединениях привлекали внимание не только к предметам, входящим в их МО, но и привлекали учителей – предметников из других МО, а также классных руководителей, что обеспечило успешную и активную работу, как учителей, так и учащихся.

Планы работы МО, мероприятия предметных декад и некоторые уроки с введением элементов краеведения представлены на выставке.

Изучение краеведения выстраивается на основе принципов

  • концентризма
  • маятника
  • спирали
  • связи с общественными событиями

 

Концентры определяются возрастными особенностями.и целями краеведческих программ. Принцип концентризма предполагает изучение краеведения по концентрам – своеобразным кругам знаний.

 

«Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, а, главное, понимали необходимость единства интеграции концентров, «прозрачность» их границ, возможность постоянного систематического перехода из одного «круга знаний» в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далёким, возвращение от далёкого к более близкому…» (Сейненский А. Е. Родной край – М.: Интер – пракс, 1994.)

 

Такой принцип краеведческо-познавательной деятельности можно назвать принципом маятника. Например:

Изучая названия улиц своего района, дети узнают историю своей страны.

 

Принцип «спирали» позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Знакомство с архитектурными памятниками Самары мы начинаем с простого рассматривания фотографий. Далее идет слайд – экскурсия с небольшими комментариями, а пешеходная экскурсия дополняется более обширными пояснениями. Исследование «Уголок Самары - милый моему сердцу» предполагает работу со справочной, художественной литературой, посещение различных музеев города. Введение элементов краеведения в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия.

 

КРАЕВЕДЕНИЕ

ВОСПИТАНИЕ ОБУЧЕНИЕ
  • Формирование нравственных качеств
  • Патриотизм
  • Ранняя социализация
  • Формирование «Исторического чувства»
  • Средства иллюстрации учебного процесса
  • Конкретизация содержания учебных предметов
  • Изжитие формализма в обучении
  • Приобщение к видам национального искусства

 

Результативность использования краеведения в учебно-воспитательном процессе

Параметры результативности исследовательской деятельности Результаты деятельности

Успешность исследовательской деятельности

Грамоты

Уровень усвоения краеведческих знаний

Олимпиады по краеведению для школьников, участие в городских и областных мероприятиях

Уровень развития коммуникативных качеств

Победа в городском конкурсе «Самый зеленый кабинет»

Освоение культурных форм сосуществования в социуме

Фотоколлекция, рефераты, сообщения, уроки

Сотрудничество с центрами дополнительного образования, театрами, музеями.

Фотоколлекция, альбомы.

 

ВЫВОД:

Введение элементов краеведения в структуру уроков способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия и создает положительную эмоциональную среду на уроке для эффективного и продуктивного общения «учитель – ученик», «Ученик – ученик».

 

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

  443070 г. Самара, ул.Дзержинского, 32
     т. 268 – 98 – 13
Проезд трамваем 1, 3, 4, 17, 23 ост. ул. Дзержинского
Автобусом 2, 24, 70 ост. Дом Молодёжи.
Маршрутным такси 21, 89, 96, 226, 296 ост. ул. Джержинского