Принимая во внимание важность и значимость краеведения вообще и его главенствующее значение для школы в частности, педагогический коллектив решил, что определяющим подходом к краеведческой деятельности должен стать комплексный подход. А на педагогическом совете в феврале 2006 г. был определен самый оптимальный вариант краеведческий всеобуч. Осуществление всеобуча возможно через урок. Поэтому в рабочие программы по всем предметам начальной и основной школы были введены элементы «Краеведения». Программы разработаны педагогами школы в соответствии с концепцией общего среднего образования, которые были рассмотрены на методических объединениях и утверждены директором школы к использованию в образовательном процессе. При этом следует отметить, что учебный план мы не изменяли. Мы создали приложения к рабочим программам в соответствии с проблемой школы. Так краеведение пришло к нам на урок. Продолжением урока является внеурочная, внешкольная деятельность. Правда, у нас в школе она опередила введение элементов краеведения в урок. Сначала, к примеру, в течение 2-х лет собирался материал по направлениям «История Самарского края»;, «Православные храмы Самары», «Куйбышев в годы Вов» он отбирался, систематизировался, включался в программу объединения – лектория "ЮНЫЙ КРАЕВЕД". Поскольку речь идет о комплексном подходе к изучению родного края и краеведческом всеобуче, возникла необходимость создания учебно-методического совета. Если посмотреть представленную схему, то мы увидим, что в учебно – методический совет входят: директор школы, заместители по УВР и председатели методических объединений. Основными задачами этого совета являются: определить цель работы школы на предстоящий год, разработать задачи для ее достижения, привлечь необходимые ресурсы и средства, разработать и определить формы и методы работы для достижения положительных результатов всеми участниками образовательного процесса. Вся цепочка различных видов деятельности в конечном итоге работает на урок, но на качественно новый урок и на формирование духовных ценностей учащихся. На следующей схеме представлены пути развития ребенка в школе Следуя данной схеме мы получаем модель выпускника Необходимо задуматься над осуществлением принципа непрерывного образовательного процесса, уровневой дифференциацией, что отражает данная схема.
Основную базу знаний дает введение элементов краеведения в урочную деятельность, а детям, интересующимся, добившимся результатов, мы должны предоставить возможность применить свой опыт, свои знания, приобретенные в пассивной и полуактивной форме, в активной деятельности. Вся работа МО учителей строилась в соответствии с проблемой школы. Проведение предметных декад проходило под девизом «Самара многоликая». Учителя, работающие в данных методических объединениях привлекали внимание не только к предметам, входящим в их МО, но и привлекали учителей – предметников из других МО, а также классных руководителей, что обеспечило успешную и активную работу, как учителей, так и учащихся. Планы работы МО, мероприятия предметных декад и некоторые уроки с введением элементов краеведения представлены на выставке. Изучение краеведения выстраивается на основе принципов
Концентры определяются возрастными особенностями.и целями краеведческих программ. Принцип концентризма предполагает изучение краеведения по концентрам – своеобразным кругам знаний.
«Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, а, главное, понимали необходимость единства интеграции концентров, «прозрачность» их границ, возможность постоянного систематического перехода из одного «круга знаний» в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далёким, возвращение от далёкого к более близкому…» (Сейненский А. Е. Родной край – М.: Интер – пракс, 1994.)
Такой принцип краеведческо-познавательной деятельности можно назвать принципом маятника. Например: Изучая названия улиц своего района, дети узнают историю своей страны.
Принцип «спирали» позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Знакомство с архитектурными памятниками Самары мы начинаем с простого рассматривания фотографий. Далее идет слайд – экскурсия с небольшими комментариями, а пешеходная экскурсия дополняется более обширными пояснениями. Исследование «Уголок Самары - милый моему сердцу» предполагает работу со справочной, художественной литературой, посещение различных музеев города. Введение элементов краеведения в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия.
КРАЕВЕДЕНИЕ
Результативность использования краеведения в учебно-воспитательном процессе
ВЫВОД: Введение элементов краеведения в структуру уроков способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия и создает положительную эмоциональную среду на уроке для эффективного и продуктивного общения «учитель – ученик», «Ученик – ученик».
Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа. |
|||||||||||||||||||||||
|