Размер шрифта
средний  большой  очень большой

Главная

Контактная информация

Новости, баннеры
Информация для родителей

СВЕДЕНИЯ ОБ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ

Основные сведения

Структура и органы
управления образовательной
организацией

Документы

Образование

Образовательные стандарты

Воспитательная работа

ФГОС ОВЗ

Руководство.
Педагогический состав

Материально-техническое
обеспечение

Стипендии и иные виды
материальной поддержки

Платные образовательные
услуги

Финансово-хозяйственная
деятельность

Вакансии

ПЕРВЫЙ КЛАСС

ЕГЭ, ОГЭ

Дорожная безопасность

ИНФОРМАЦИОННАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ

Локальные и нормативные
акты в сфере обеспечения информационной
безопасности обучающихся

Нормативное регулирование

Педагогическим работникам

Обучающимся

Родителям(законным
представителям обуч-ся)

Детские безопасные сайты

Безопасность в Интернете

"О тебе, моя Самара"

Команда волонтеров.
Профилактическая работа

Школьный пресс-центр
"167 новостей"

Мероприятия, конкурсы,
олимпиады

Отчет о самоанализе ОУ

Модернизация
общего образования

Программа развития

Деятельность проектной
площадки

Наши достижения

Направления работы

Методическая работа
учителей

Реестр библиотеки

Музей боевой славы

Дополнительное образование

Наш фотоальбом

Полезные ссылки

Первый раз в первый класс

Дошкольное отделение

Логопедические классы

Программа развития
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 167
Железнодорожного района г. Самары.
Программа развития школы № 167 на 2012-2016г.г.

Паспорт учреждения образования.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №167 городского округа Самара,
Адрес: ул. Дзержинского, 32, телефон: 268-98-13, 268-97-86.
Директор – Павлова Татьяна Сергеевна, Почетный работник общего образования РФ.
Методист по научно-методической работе - Ластухина Елена Владимировна


Тема экспериментальной работы:
«Успешность в обучении младших школьников с ОНР ( в условиях логопедического класса общеобразовательной школы)».


Руководители эксперимента:
к.психол.н., зав.лабораторией психологии общения и развития речи МБОУ ДПО ЦПК ЦРО г.о. Самара А.Д. Яковистенко
методист, учитель-логопед лаборатории психологии общения и развития речи МБОУ ДПО ЦПК ЦРО г.о. Самара Е.А.Соколова
Исследовательская группа:
1. Павлова Т.С. – руководитель группы.
2. Ластухина Е.В. – методист по НМР.
3. Прибыткина А.П. – зам. директора по УВР.
4. Богданова И.Ю. – учитель начальных классов.
5. Ивлиева Е.В.- учитель-логопед.
6. Орлова Е.Л.- педагог – психолог.
7. Иванова Д.М.- учитель начальных классов
8. Новикова М.В. - учитель начальных классов
9. Подъячнева И.В. - учитель начальных классов
10. Азекаева Д.В. - педагог-психолог

I. Информационно-аналитическая и историческая справка


1.Информационная справка

Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение средняя общеобразовательная школа №167 городского округа Самара. 443070 г. Самара, ул. Дзержинского, 32 телефон: 268-98-13

2.Краткие исторические сведения

Специальные учреждения для детей с речевой патологией начали открываться в 40-х годах прошлого века. Первая школа для детей с ТНР открылась в 1949 году в Ленинграде. Вторая – при НИИ Дефектологии в 50-х годах в Москве. В настоящее время в Москве 5 школ: 4 школы-интерната, 1- для заикающихся детей. В Самарской области нет ни одной речевой школы.
В последние годы в некоторых регионах России начали открываться специальные коррекционные классы для детей с речевой патологией. Администрацией школы было принято решение открыть классы для детей с речевыми патологиями.

3.Участники ОЭР

Директор школы - Павлова Татьяна Сергеевна, руководитель высшей категории.
Научный руководитель - Лунева Людмила Петровна, академик Международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор
Методист по научно - методической работе - Ластухина Елена Владимировна
Педагог-психолог - Орлова Екатерина Леонидовна
Учителя начальных классов II категории: Богданова Ирина Юрьевна, Ластухина Елена Владимировна
Логопеды первой квалификационной категории: Ивлиева Елена Валерьевна
Педагогический коллектив МБОУ СОШ №167 городского округа Самара.
Учащиеся 2-х классов
Родители учащихся


II. Концепция опытно-экспериментальной работы


1. Актуальность 

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества школьного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для учащихся с общим недоразвитием речи (ОНР).
Общее недоразвитие речи является распространённым нарушением у детей. Все авторы, занимавшиеся изучением этой проблемы, отмечают стойкость данного дефекта и низкую динамику его преодоления. Поэтому недостатки речи у детей с системными речевыми расстройствами встречаются как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы.

2. Проблемы исследования

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.
Проблема развития речи младших школьников является одной из актуальных в современной логопедии и коррекционной педагогике, поскольку речь является основой всякой умственной деятельности, средством коммуникации. В то же время умения сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать формируются у обучающихся в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Именно поэтому логически четкая, образная устная речь ученика является показателем его умственного развития.
Открытие специализированных классов для детей с нарушениями речи– событие для образовательного учреждения. Но, вместе с этим, отсутствие современных государственных программ обучения, учебных планов, методических разработок, необеспеченность специальными учебниками, специалистами, владеющими спецметодикой преподавания – серьезная проблема для вновь открывающихся классов.     
Изучение общей и специальной литературы позволило сформулировать противоречия между:
· существующими известными трудностями в овладении звуко-слоговой структурой слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (?V уровень) и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы;
· рече-языковыми и образовательными потребностями школьников в адекватном владении звуко-слоговым оформлением речевого высказывания и практическими возможностями удовлетворения этих потребностей в процессе школьного обучения;
· имеющимся практическим опытом формирования звуко-слоговой структуры слова у учащихся с общим недоразвитием речи (?V уровень) и недостаточностью его научно-методического оформления и реализации.
Необходимость преодоления этих противоречий определила актуальность выбранной темы исследования.

  3. Цели программы

Основной целью обучения в классах для детей с нарушением речи является развитие речи, формирование и коррекция навыков чтения и письма для достижения достаточного уровня готовности к продолжению образования на следующих ступенях обучения без специальной логопедической поддержки, а также создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.
Вспомогательные цели:
-обучение и воспитание учащихся с нарушениями речи, имеющих сохранный физический слух и интеллектуальные возможности, достаточные для усвоения программы основной общеобразовательной школы;
- преодоление нарушений устной и письменной речи;
- устранение вторичных отклонений в психическом развитии учащихся;
- помощь в первоначальном становлении их личности, социальной адаптации, выявлении и целостном развитии способностей; - формирование у детей учебной мотивации.

4.Задачи программы

- целенаправленное поэтапное формирование у младших школьников речевой деятельности во всех ее аспектах;
- создание условий для овладения детьми различными видами речевой деятельности и механизмами речи;
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся;
     - своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
     - преодоление отрицательных последствий нарушений устной речи в процессе общения;
     -  всестороннее развитие личности логопата;
     - мониторинговое отслеживание усвоения программы и ее корректировка при необходимости;
     - разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся;
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- формирование правильного произношения;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- развитие навыка связной речи.

5.Теоретическое обоснование основных идей программы

Теоретико – методологическую основу исследования составили:
· базовые положения логопедии о характере речевого и психофизического развития детей с речевой патологией (Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е.Левина, В.К. Орфинская, Н.Н.Трауготт, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина и др.);
· концепция образования как социокультурной системы, готовящей человека к успешному существованию в социуме (О.А.Денисова, Е.А.Екжанова, Л.М. Кобрина, Н.Н. Малофеев, Л.М.Шипицына, Н.Д.Шматко, Е.Л. Яковлева, Е.А. Ямбург);
· принцип признания интеграции закономерным этапом развития системы специального образования (О.И. Кукушкина, Э.И. Леонгард, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко);
· работы, актуализирующие коммуникативно – деятельностный подход к коррекции речи при её недоразвитии (Л.И. Белякова, В.К. Воробьёва, О.Е.Грибова, О.С. Орлова, В.М. Шкловский);
· системный подход к изучению формирования эмоционально – волевой сферы и её возрастного аспекта (Л.И. Божович, П.Х. Массен, Е.Т. Соколова и др.);
· принцип единства возрастных закономерностей при нормальном и аномальном психическом развитии ребенка (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский и др.);
· концепция личностно – ориентированного образования как особого рода педагогического процесса со специфическими целями, содержанием, технологиями (И.В. Авакумов, Е.В. Бондаревская, Л.В. Копиманцева, И.Я.Лернер, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
Теоретической основой данной программы является анализ семантических нарушений у детей с расстройствами речи, пути преодоления которых рассматриваются в настоящий момент многими специалистами в области патологии речи Стребелевой Е.А. (Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.Ю., Тумановой Т.В., Халиловой Л.Б., Шаховской С.Н., Репиной З.А., Ванюхиной Г.А. и мн.др.). Отечественные исследователи разрабатывают различные аспекты данной проблемы. Изучение онтогенетических основ позволило выявить закономерности становления процессов восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слова у детей разного возраста (Е.А. Аркин, Е.Н. Винарская, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Г.М. Лямина, Н.А. Менчинская, А.Д. Салахова и др.). Проблема усвоения слогового состава слова детьми с нарушенной речевой деятельностью, типология нарушений слоговых и ритмических составляющих слова, пути преодоления имеющихся нарушений, как предмет исследования, представлены в работах специалистов различных научных областей (З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, В.В. Воронкова, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, В.К. Орфинская, Н.Ю. Сафонкина, Г.Н. Соломатина, Л.Ф. Спирова, О.Н. Усанова, З.В. Шарипова и др.).

6.Принципы образовательной политики школы

Принцип открытости образовательной среды школы. Открытость школы проявляется во взаимосвязи ее с окружающей средой. В силу взаимодействия школы с другими системами, которые являются также открытыми, создается особое «поле воздействия», в котором находится как ребенок-школьник, так и другие участники образовательного процесса.
Принцип свободы выбора. Он определяет целенаправленную деятельность педагогического коллектива по оказанию поддержки обучающимся в овладении ими умениями действовать в условиях свободы и делать правильный осознанный выбор.
Принцип гуманизации. Создание условий для творческой самореализации личности; общеклассная и групповая учебная работа сочетаются с индивидуальной, при этом особое внимание уделяется развитию каждого ребенка.
Принцип педагогической поддержки. Процесс совместного со школьником определения его образовательного маршрута, путей совместного преодоления проблем.
Принцип вариативности. Он выражается в возможности выбора содержания обучения, системы и содержания воспитательной работы, а так же методов, форм и приемов обучения и воспитания, его основой является удовлетворение различных образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Принцип сочетания инновационности и стабильности. Он определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, предметных планов, технологии и форм работы школы. Вместе с тем, эффективно работающие компоненты образовательной системы должны быть стабилизированы.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.
Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
Обеспечение мотивации к учению. Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.
Концентрический принцип. В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической). Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.

7.Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ теоретических и прикладных трудов в области педагогических и психологических исследований по данной проблеме; целенаправленное наблюдение за поведением школьников в условиях учебной деятельности и общения со сверстниками и взрослыми; беседы с учащимися и учителями; анкетирование; анализ опыта работы; эксперимент (констатирующий), направленный на выявление особенностей эмоционально-волевой сферы младших подростков с нарушениями речи; сравнительный количественный и качественный анализ результатов; эксперимент (формирующий); моделирование и проектирование; статистическая обработка полученных результатов

8.Направления опытно – экспериментальной работы

Программа коррекционной работы нашей школы на ступени начального начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
· диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОНР, проведение их педагогического обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
· коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОНР в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
· консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОНР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
· информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
· своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
· раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
· комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
· определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОНР, выявление его резервных возможностей;
· изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
· изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
· изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОНР;
· системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
· анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
· выбор оптимальных для развития ребёнка с ОНР коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
· организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
· системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
· коррекцию и развитие высших психических функций;
· развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;.
Консультативная работа включает:
· выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ОНР, единых для всех участников образовательного процесса;
· консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ОНР;
· консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
· различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям, педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОНР;
· проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОНР.

9.Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОНР специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
· комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
· многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
· составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

10.Этапы эксперимента

Первый этап - (2010 –2011 гг.) изучение лингвистической, социологической, психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; определение методологических основ исследования; разработка содержания методики эмпирического исследования. Отбор экспериментальных площадок.
Второй этап - (2011 – 2012 гг.) проведение констатирующего психолого – педагогического эксперимента, анализ его результатов. Реализация психолого – педагогического проектирования коррекционно – развивающего пространства младших школьников с нарушениями речи: определение концепции, разработка программы.
Третий этап - (2012 – 2013 гг.) организация коррекционно – развивающего пространства, экспериментальное обучение и воспитание младших подростков с нарушениями речи. Анализ полученных результатов.
Четвёртый этап - (2013 г.) Написание методических рекомендаций программ по проблеме исследования.
.
III. Начальный этап ОЭР


При попадании в обычные федеральные классы такие дети испытывают трудности в усвоении школьной программы, теряют интерес к учёбе и, в конце концов, попадают в разряд неуспевающих, остаются на второй год или переводятся в коррекционные классы VII вида. Принципы и структура обучения детей с нарушениями речи должны быть совершенно иными.

1.Организация работы.

Комплектование классов происходит через ПМПК и только с согласия родителей. Наполняемость классов 11-15 человек. Речевые классы могут пополняться за счет детей начальной школы с дисграфией и не сформированной устной речью.
Занятия организуются в 1-ю смену. Продолжительность урока не более 40 минут. Работает обязательная для посещения группа продлённого дня.
Класс функционирует на протяжении обучения детей в начальной школе.
На каждого ученика речевого класса ежегодно оформляется речевая карта, в которую на протяжении учебного года вносятся краткие записи, отмечается результативность работы. На каждый класс оформляется речевой профиль, где собраны все сведения о детях (речевые карты, медицинские справки), расписание занятий, намечены основные направления работы с каждым учащимся.Четвертные планы работы, тематическое и поурочное планирование, речевой профиль класса, речевые карты, индивидуальные тетради учащихся, тетрадь взаимодействия с воспитателем ГПД – основная документация учителя-логопеда в речевом классе.

2. Задачи и приоритетные направления работы:
2.1. Разработка нормативно-правовой базы для открытия логопедических классов
- Разработка «Положения о приёме в логопедический класс»
- «Положения о работе логопедических классов».
- « Положение о медико-педагогической комиссии»
2.2. Разработка системы коррекционно-развивающей работы
- Составления расписания занятий с учётом специальных предметов.
- Разработка положения о работе группы полного дня.
- Круглый стол по вопросам
2.3. Внесение изменений в учебный план школы.
- Включение специальных коррекционных предметов в общеобразовательный курс.
2.4. Создание методической базы для работы в логопедических классах.
- Разработка рабочих программ по предметам первого класса.
- Разработка методических рекомендаций к урокам.
- Обеспечение первого класса специальной литературой, учебниками.
3. Изучение методики работы в логопедических классах (Командировка в школу г. Ржева Тверской области).

3. Обследование устной речи у детей проводилось с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи по следующим параметрам:
1. Понимание смысловой стороны речи.
2. Фонематическое восприятие.
3. Словарь.
4. Слоговая структура.
5. Связная речь
6. Грамматический строй.
7. Артикуляционная моторика.
8. Звукопроизношение.

4. Цели специального обучения обеспечиваются чётко продуманным решением частных задач:
1) Усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающих к изучению систематического курса языка средней школы.
2) Обогащение речевой практики детей, развитие умения сознательно использовать знания по фонетике, грамматике и правописанию.
3) Овладение на этой основе способами моделирования, различными речевыми операциями.
Решение речевых и языковых задач во взаимосвязи требует специальных педагогических средств и расчленения курса русского языка на разделы, отличные от общеобразовательной школы.

5. Учебные предметы
Все учебные предметы соответствуют федеральной программе. Образовательный процесс осуществляется учителем начальных классов, логопедом и воспитателем, т.к. дети занимаются в режиме группы полного дня.
Особенности речевого развития учащихся определяют специфику обучения начальному курсу русского языка. Содержание уроков по этому предмету имеет несколько направлений:
- устранение нарушений речевого развития;
- организация активной речевой практики;
- обучение письму чтению;
- систематическое изучение сведений по грамматике, правописанию;
- подготовка к дальнейшему усвоению русского языка как предмета.
Программа начальных классов состоит из следующих разделов: «Развитие речи», «Произношение», «Обучение грамоте», «Фонетика, грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи».
Школьным компонентом базисного плана предусмотрены уроки:
развитие речи
произношение
логоритмика
инд. логопедические занятия

1) Развитие речи.
Количество часов:
1 класс – 3 часа (1 – развитие речи, 2 – мир вокруг нас)
2 класс – 3 часа (1 – развитие речи, 2 – мир вокруг нас)
3 класс - 3 часа (2 развитие речи, 1 – природоведение)
4 класс – 3 часа(2 развитие речи, 1 – природоведение)
(см. тематическое планирование «Мир вокруг нас»).
Цели:
- Словарная работа.
- Формирование лексико-грамматического строя речи.

2) Произношение.
Основным документом при планировании содержания логопедической работы является программа по произношению. На основе разработанного тематического планирования учитель-логопед проводит уроки произношения.
Основная цель учебного предмета «Произношение» - овладение полноценной устной речью и создание условий для успешного усвоения письма и чтения.

3) Логоритмика
Школьным компонентом базисного плана в классах для детей с нарушениями речи предусмотрены уроки логоритмики (проводятся логопедом совместно с учителем музыки).
Цель уроков логоритмики - содействие преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие необходимых качеств общей, мелкой и артикуляционной моторики, чувства ритма с использованием музыкальных средств.

4) Индивидуальные логопедические занятия.
Проводятся учителем-логопедом 2-3 раза в неделю с каждым учащимся.
Цели:
1. Обследование всех учащихся.
2. Устранение индивидуальных нарушений звукопроизношения и структуры речи.
3. Развитие движений артикуляционного аппарата, необходимых для правильного и чёткого произношения звуков.
4. Преодоление индивидуальных затруднений в овладении произношением слов сложного звуко-слогового состава.
5. Преодоление индивидуальных затруднений в овладении словарём и грамматическим строем речи.

6. Взаимодействие специалистов
Учитель-логопед работает в тесном взаимодействии с учителями начальных классов, воспитателями группы полного дня, учителями музыки и физкультуры. Задачи и содержание коррекционной работы определяет учитель и логопед. В 1-й половине дня в классе учитель проводит уроки в соответствии с программой.
Во 2-й половине дня с учащимися работают логопед и воспитатель группы полного дня. Воспитатель осуществляет не только свои прямые обязанности, но и участвует в работе по формированию речевых и неречевых процессов. Большая работа проводится по развитию ручной моторики (бисероплетение, вышивание, работа с бумагой, картоном, природным материалом и т.п.). Воспитатель занимается отработкой артикуляционных упражнений, развивающими играми. Между логопедом и воспитателем существует тетрадь взаимодействия, в которой логопед записывает задания, а воспитатель отмечает их выполнение и трудности, встречающиеся у учащихся. В это же время с учащимися речевых классов работают и другие специалисты: учитель физкультуры проводит занятия по лечебной физкультуре, психолог занимается обучением релаксационно-диафрагмальному дыханию и саморегуляции.
Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляет психолог. Проведённое исследование учащихся дало возможность выявить основные направления работы психолога: развитие познавательных способностей, коррекция поведения, коррекция отношений со сверстниками и взрослыми (преподавателями и родителями). Большое внимание уделяется нормализации эмоционального состояния детей: устранению чувства тревоги, страха.
Тесный контакт логопеда и учителей речевых классов с родителями учащихся, привлечение их к совместной деятельности – залог успеха коррекционно-развивающей работы. Родители сознательно отдают своих детей в речевой класс, поэтому активно участвуют в реализации поставленных перед ними задач. Домашние задания выполняются ими, как правило, регулярно и своевременно.

IV. Продукты эксперимента


Комплект методических материалов (программы, методические рекомендации, описывающий опыт педагогической деятельности МОУ школы № 167 в условиях эксперимента).

Программа развития МБОУ СОШ № 167 на 2012-2016 гг.


Отчет за 2012 год по экспериментальной площадке


План работы на 2013 уч.год



  443070 г. Самара, ул.Дзержинского, 32
     т. 268 – 98 – 13
Проезд трамваем 1, 3, 4, 17, 23 ост. ул. Дзержинского
Автобусом 2, 24, 70 ост. Дом Молодёжи.
Маршрутным такси 21, 89, 96, 226, 296 ост. ул. Джержинского